Количественное смягчение является одним из тех терминов, которые на слуху практически у каждого человека, связанного с финансами и банками. Но что такое количественное смягчение? И как оно может повлиять на валютный рынок?

Раньше, количественным смягчением называли печатание дополнительных денег. Центральный банк буквально печатал бумажные деньги и выпускал их в экономику. В настоящее время все гораздо проще – нажатием кнопки создается столько денег в электронном виде, сколько нужно.

Количественное смягчение это попытка центрального банка увеличить кредитование обычными банками, в которые мы идем, когда хотим взять кредит на автомобиль или новое жилье. Оно используется, когда другие меры не смогли улучшить экономику – процентные ставки уже некуда снижать, инфляция близка к нулю, и тому подобное. Чтобы стимулировать экономику, Центральный банк выкупает государственные облигации. Это долгосрочная задолженность государства перед держателями облигаций. В идеале, когда экономика начнет «выздоравливать», эти облигации будут снова проданы. Деньги, необходимые на выкуп облигаций, буквально сделаны из воздуха – нет ни золота, ни других активов, которые бы обеспечивали их стоимость.

В свою очередь, это означает, что количественное смягчение является своего рода искусством. Если Центральный банк не создаст достаточного количества денег, то количественное смягчение не будет иметь эффекта. С другой стороны, если денег будет слишком много, то национальная валюта начнет снижаться в стоимости. Такое уже случалось – инфляция в пострадавших странах взлетала до невиданных высот. В 1923 году в Германии приходилось выпускать банкноты в 100 триллионов марок, и вам нужно было 4,000 триллионов, чтобы купить один доллар.

Очевидно, что такой уровень инфляции является неприемлемым и подрывает доверие к экономике. Таким образом, Центральные банки балансируют, как на канате, занимаясь количественным смягчением. Конечно, все эти потрясения оказывают большое влияние на обменные курсы стран, которые позволяю себе печатать деньги. Это означает, что вы должны держать ухо востро, когда слышите о возможности смягчения той или иной экономики.